Вариации на вечные темы

В последней работе архитектурной мастерской «ГИПА», несомненно, угадывается диалог с традициями русского классицизма. Обращение к этому торжественному стилю во многом определилось запросами заказчика, пожелавшего противопоставить современной суматохе респектабельность и благополучие. Сразу оговорюсь: на мой взгляд, для реализованного проекта характерно не столько прямое цитирование, сколько фантазирование на тему московского ампира XIX в., позволяющее использовать элементы классической архитектуры (ротонду, колонны почти дорического ордера) и вместе с тем избежать анахронизма. В диалоге с прошлым дом обретает душу, а современное решение делает его удобным.

Однако не меньше чем пожеланиями заказчика концепция дома продиктована непростыми исходными условиями. Согласитесь, идею респектабельности достаточно сложно воплотить в пространстве безжалостно сжатого до каких-то соток участка, окруженного разностильными домами. И, без всякого преувеличения, перед архитектором стояла задача обмануть пространство: зрительно расширить участок и по возможности полностью завладеть восприятием зрителя, сделав незаметным хаос за забором. Решение ее вылилось в создание самодостаточного пространства и в специальное простраивание впечатления относительно ключевых точек (например, вход на участок с угла сориентировал центральную ось дома). Этим же определяются масштабность дома, отказ от мелких деталей и нарочитое упрощение элементов — массивных колонн, несложных капителей, лаконичных карнизов и замковых камней. Продиктованные стилем спокойные тона — светло-песочный для дома и терракотовый в отделке цокольного этажа — становятся более насыщенными и естественными благодаря фактуре камня.

Особого упоминания заслуживает создание разноуровневых террас, обустроенных на искусственной насыпи, которая окружает дом по периметру. Первоначально обусловленные необходимостью «приподнять» дом из-за высокого уровня залегания грунтовых вод, они позволили подчеркнуть его основательность и зрительно существенно расширить пространство.
Решение интерьера покоряет искусной стилевой эквилибристикой. В гостиной соседствуют такие, казалось бы, взаимоисключающие стили, как классика и хай-тэк. Стилевые переходы осуществляются ненавязчивой перекличкой отдельных элементов. Так, шоколадно-кремовая цветовая гамма объединяет стилистически разнородные мраморный пол с подогревом, мягкую мебель, солярный орнамент мозаики и авангардный рисунок штор. Колонны и богатая пластика потолка внутренней ротонды рифмуются с арочным переходом из гостиной в кухню и огромным эркером с колоннами. Хромированные перила эркера созвучны стеклу и металлу журнального и обеденного столов, гармонируют со стульями и кухонной мебелью. Невесомость прозрачных горизонтальных поверхностей, подчеркивая вертикальные ориентиры (колонны, камин), зрительно расширяет пространство.

В цокольном этаже, объединяющем огромный бассейн, сауну, бильярдную и подсобные помещения, наибольшего внимания заслуживает концептуальное решение бассейна. Бесконечные вариации синего, переливающиеся в мастерски выстроенном свете, и бесчисленные отражения создают ощущение фантастического зеркального пространства. Единственное, что указывает на его границы, это дельфины в бассейне, которые, на мой взгляд, напрасно опрошают композиционное решение, добавляя вполне конкретное в симфонию абстрактного синего.

Приватная зона — второй этаж — объединяет две спальни и детскую.
Трельяж окон заливает светом просторную спальню хозяев. Нежные пастельные тона контрастно дополнены насыщенным темно-синим: шторами, креслом с высокой спинкой и ночным небом, опрокинутым на кровать. Оригинальное световое решение спальни — центральный плафон-простыня, вызывающий восточные ассоциации, и размещенные в произвольном порядке светильники перед входом — вносит элемент легкомыслия в строгость минималистского интерьера.

Детская объединяет две зоны — жилую с винтовой лестницей, ведущей в мансардный этаж, и предназначенную для занятий, которая расположена в застекленном эркере. Столь разноплановое и разноуровневое решение дает фантазии ребенка безграничные возможности. Для него это и театр с балконом для зрителей, и пароход с верхней палубой… Добротный шкаф вишневого дерева, напоминающий каюту первого класса на старинном английском судне, завершает образ корабля. В примкнувшей к этому пространству ванной плавают по стенам экзотические рыбки, продолжая морскую тематику детской. Едва ли даже самая совершенная фотография сможет передать ирреальное впечатление, будто рыбки движутся, которое достигнуто здесь благодаря рельефности рисунка и игре светотени.

Дом этот уже привлек внимание киношников: в его интерьерах снята одна из серий отечественного телесериала. Сюжет пока держат в секрете. По слухам, это фильм о колдовстве и превращениях далекого прошлого в современную интригующую реальность.
Текст: Ася Кравченко
Фото: Григорий Кеворков