На пути к минотавру

«Бассейны и сауны» № 2(14) 2002 г.

При создании этого рукотворного водоема были интерпретированы черты, присущие самобытной минойской культуре.

Современный бассейн — не просто емкость с водой для плавания или оздоровительных водных проце­дур. Это еще и синкретическое произведение искус­ства, в создание которого внесли свой вклад архи­тектор, дизайнер, художник, флорист, мастера по камню, бетону, керамике и другим материалам, ис­пользованным в строительстве и отделке. Идея и образы, положенные в основу художественного за­мысла бассейна, во многом определяют мироощу­щение, настроение и самочувствие тех, кто им поль­зуется, а также степень популярности и престиж­ность этого объекта.

Искусство подражать хорошим манерам. Тихий плеск морских волн, мерный рокот водопада в го­рах, мелодичное журчание ручьев, заросли можжевельни­ка и ежевики, в которых ютят­ся стаи певчих птиц, оливко­вые и кипарисовые рощи, ве­личественные останки древ­них дворцов и храмов… Таким запоминается остров Крит всякому, кто имел счастье сту­пить на землю, ставшую колы­белью европейской цивилиза­ции и воспетую в мифах древ­ней Эллады.

Кносский дворец легендар­ного властителя Крита, царя Миноса, в течение многих ве­ков поражал своими масштаба­ми, роскошью убранства и от­делки (его развалины сохрани­лись до наших дней). Впрочем, Минос строил на Крите не только дворцы. Широко извес­тен миф о получеловеке-полу­быке Минотавре и построен­ном для него лабиринте, из ко­торого нельзя было выйти без посторонней помощи. Но ге­рой Тесей, сын афинского царя Эгея, убил Минотавра, выбрал­ся из лабиринта и отбыл на ро­дину живой и невредимый.

Уголок Крита в снегах России. Лавры царя Миноса не дают по­коя и современным зодчим, и тем, для кого они строят. О минойской культуре в России хо­рошо знают. И хотят строить на минойский манер. Почему же не начать с бассейна, который станет Эгейским морем в мини­атюре, площадью около 700 м2? И непременно с атрибутами Кносского дворца…

Система водоподготовки очищает и фильтрует воду, ко­тел нагревает, а насосы подают ее в ванну бассейна через водо­пады, фонтаны, гейзеры, уст­ройства противотока, подвод­ные души. Древние строители бассейнов во дворце царя Ми­носа позавидовали бы изобре­тательности, которую проявила фирма «Аквалэнд».

Архитектурному проектиро­ванию бассейна предшествовал творческий конкурс, в котором участвовали итальянские и российские архитекторы. Жюри отдало предпочтение проекту архитектора К. Синицына из ПСК «Модулор». Ему пришлось проектировать и строить помещение бассейна в уже возведенном здании. Дом подвергся существенной реконструкции, и одна половина помещения бассейна заняла цокольный этаж, а другая оказалась за пределами дома на 3 м ниже нулевой отметки уровня пола. Такое решение позволило архитектору установить над одной частью бассейна большую светопрозрачную конструкцию, а над другой разместить обширный зимний сад. Для разработки и реализации дизайн – проекта он пригласил специалистов из ассоциации «Атолл».

Дизайнер предложил заказчику оформить бассейн в художест­венной манере, распространен­ной на острове Крит в XVIII веке до н. э., когда был построен Кносский дворец. Разнообразныекомпози­ции из специального тонированного бетона, выполненные мастерами упомянутой фир­мы, давно стали частью архи­тектурно-художественного об­лика различных городов Рос­сии. Достаточно вспомнить об искусственных горах и скалах на территории Московского зоопарка и в его павильонах, о декоре спортивно-оздорови­тельного комплекса в Иркут­ске. Специалистам фирмы «Атолл» изобретательности не занимать, по крайней мере ди­зайнеру П. Давыдову, который не только знает о минойской культуре почти все, но и умеет использовать эти знания с уче­том моды, конъюнктуры и вку­сов заказчиков.

Внутреннее убранство по­мещения бассейна, оформлен­ного по проекту этого дизай­нера, нашло органичное про­должение в скальных компози­циях, частью которых являют­ся огромные настенные пейза­жи мифического Крита. Водо­пад, струящийся по камням ру­чей, искусственная и натураль­ная растительность обеспечи­вают практически полную ил­люзию побережья южного ост­рова. Глянцевые натяжные по­толки от фирмы «Гелсан+», от­ражающие свет галогенных ламп, и естественное освеще­ние через огромный прозрач­ный фонарь на потолке позво­ляют создавать оптические эф­фекты небосвода в различное время суток.

На противоположной сто­роне бассейна-моря находятся дворцовые покои, оформлен­ные по эскизам того же дизай­нера. Монументальные объемы помещения, фактура стен, ими­тирующая древнюю кладку из крупных блоков серого извест­няка, окрашенные в терракото­вый цвет массивные колонны, опоясанные линейными крит­скими орнаментами, серая и желтая монохромная керамика (характерная для минойского искусства палитра) указывают на прототип — Кносский дво­рец. Дворцовый стиль убранст­ва поддерживают стилизован­ная мебель, размещенные в на­стенных нишах скульптурные керамические плакетки с рельефными изображениями мор­ской тематики, а также пол из искусственно состаренных ке­рамических плит.

Дворцовая часть бассейна вбирает в себя художествен­ные реминисценции, возник­шие в результате знакомства архитектора и дизайнера с ма­териалами археологических раскопок, произведенных в на­чале XX века А. Эвансом. Най­денные им ценности оказали сильнейшее влияние на масте­ров современной художест­венной эклектики. Архитек­турно-дизайнерские импрови­зации на тему Кносского двор­ца — лучшее подтверждение неувядающей красоты того, что создали древние критские зодчие и художники.

Популярность бассейнов России растет год от года. Фантазия заказчиков, а так же архитекторов и дизайне- ров, проектирующих и строящих бассейны, становится все более изощренной. Выходя из дворцовых покоев и погружаясь в ласковые воды рукотворного водоема, современный обладатель водного царства определенно испытывает чувство удовлетворения и справедливой гордости за райский уголок, в котором творчески интерпретированы черты, присущие самобытной минойской культуре.

П. Николаев

Фотоматериалы предоставлены ассоциацией «Атолл»