«Salon» №9(43) 2000
Архитекторы: Дмитрий Величкин, Николай Голованов
(Московское архитектурное общество)
Он подкупал обаянием, дружелюбием и энергичностью. Появившись в офисе известных архитекторов Дмитрия Величкина и Николая Голованова, тут же начал увлеченно рассказывать о своем новопостроенном доме. Не доме — настоящем замке! Общая площадь — около восьмисот метров, участок — пятьдесят соток. И делать почти ничего не надо, только декор. Кое-какие отделочные материалы уже приобретены. И архитекторы, сами до конца не понимая почему (оформительством они не занимаются), согласились поехать и полюбоваться этим чудом.
Открывшийся взорам дорогих гостей «объект» поверг их в такой шок, подобного которому они не испытывали никогда.
Добраться до дома оказалось нелегко: земля вокруг него была нещадно перерыта, довершал картину увязший по самую крышу бульдозер. Дело ясное: клиенту продали не просто неудобный участок, а настоящее болото, да еще с неоднородными грунтами (печальное наследие ледникового периода). Здание гордо высилось аж на 260 сваях.
Дальше — больше. При строительстве «коробки» было допущено поистине рекордное количество ошибок, порой опасных для жизни. Например, войдя в гараж, архитекторы с изумлением обнаружили прямо над головой практически не закрепленную плиту перекрытия. Малейшая нагрузка или случайное сотрясение — и страшно подумать, чем могла закончиться невинная экскурсия. Что уж говорить о таких «мелочах», как сооружение первого этажа из бетонных блоков, зимой промерзающих насквозь.
В общем, прежде чем декорировать здание, его необходимо было глобально реконструировать, а участок — осушать и приводить в порядок средствами ландшафтного дизайна. Услышав из уст архитекторов этот приговор, теперь уже заказчик испытал настоящий шок. Но, как и они, быстро оправился. Собственно, у него не было иного выхода: средства вложены, начатое строительство надо завершать.
И началась работа, причем, что называется, по полной программе. Разрушались и заново возводились стены (в том числе внешние), надстраивались фронтоны и аттики, разбирались плиты перекрытий, к главному входу протянулась легкая парадная галерея, возникла пристройка, куда перенесли бойлерную. В наружной отделке здания пришлось использовать закупленный заказчиком материал — мармарок, из него изготовлена полосатая «рубашка» дома.
Связующим звеном между зданием и ландшафтом стала живописная подпорная стена из дикого камня. Что касается участка, то для него был разработан специальный раздел генерального плана. Лишь на завершающей стадии для детальной проработки отдельных фрагментов участка и высадки фруктовых деревьев были приглашены ландшафтные дизайнеры и садовники.
Теперь об интерьере. Создавать его, по признанию архитекторов, было и приятно, и сложно. Приятно — поскольку заказчик охотно шел на разумный эксперимент и компромисс. Сложно — сразу по нескольким причинам. Скажем, в первое время хозяева весьма туманно представляли себе быт настоящей усадьбы (в наши дни не многие с ним знакомы). Квартира для прислуги? Зачем? Ведь это будут местные жители, после окончания рабочего дня уходящие домой. Слава богу, к мнению архитекторов все же прислушались. Позже хозяева не раз благодарили авторов проекта за отдельную квартирку на цокольном этаже, в которой может отдохнуть и переночевать обслуживающий персонал. А еще — менялись обстоятельства, планы, состав семьи. Ну и так далее. Если бы не эти неожиданности, работу можно было бы закончить быстрее (от знакомства архитекторов с объектом до вселения семьи в новый дом прошел год и восемь месяцев).
Внимательно осматривая просторные, красивые помещения, ловишь себя на узнавании — и одновременно не узнавании авторского стиля Величкина-Голованова. Господство натуральных материалов (мрамора, дерева, металла) — это, конечно, их «фирменное». И обилие индивидуальных изделий — от неповторимых колонн и дверей до люстры в гостиной или обеденного стола — тоже. Однако классическая стилистика, связанная в наших представлениях с этим творческим дуэтом, в данном случае имеет выраженный постмодернистский оттенок. Такой литературный образ (непременная составляющая работы Величкина и Голованова) возник в результате общения с заказчиком. А потом родился прекрасный и чуть ироничный замок для современного рыцаря, который отличается прагматизмом и выбирает здоровый образ жизни.
В чем же проявились приметы стиля?
В умопомрачительно торжественных мраморных колоннах, увенчанных коринфскими капителями из нержавеющей стали. В безусловно «замковой» галерее, по сторонам которой установлены то ли современные факелы, то ли рыцарские шлемы на прямоугольных пилонах.
А как завораживает невысокий крестовый свод, приобретший мягкие параболические очертания, созвучные модерну! Из-под него выходим, словно на воздух, в двусветную гостиную. В ней постмодернистское взаимодействие эпох достигает апогея. Камин, кажется, изо всех сил пытался провести классическую тему, выставив напоказ массивный карниз. Но тот разросся, приобрел экспрессивные очертания волны (или цветка?) и, вместе с другими декоративными фрагментами комнаты, повернул сюжет в сторону модерна.
Вазоны на втором ярусе тоже прочитываются двояко: здесь и классическая трактовка верхней части ордера, и чуть неправильная линия ар-деко. Что уж удивляться «корабельному» ограждению балкона, прозрачно намекающему на «Титаник»! А надо всем этим реет «космическая» люстра, облагораживая и гармонизируя своей оригинальностью синкретический образ.
Игра на контрастах продолжается и в других помещениях дома: в столовой, непринужденно объединившей классицизм с ар-деко, в кабинете, где на постмодернистском фоне эффектно проступает «честная» цитата из модерна — деревянная волюта.
На втором, приватном этаже наиболее декоративна главная спальня. Она вся — изысканно-неправильна, пронизана томительной негой модернизма. Макияжный столик заключен в отделанную деревом нишу, имеющую очертания крышки рояля. Линии ниши находят отклик в форме подвесного потолка и рисунке пола. Изголовье диагонально расположенной кровати увеличено до размеров целой стены с прямоугольными «окошками» (напоминающими об ар-деко). Ее функциональная задача — отгораживать спальню от вспомогательных помещений (ванной и гардеробной). Но постмодернизм не был бы собой, если бы над этим «сонным царством» не зависла авангардная люстра из нержавейки, повторяющая форму носа перевернутого «Титаника»…
Добавьте к сказанному сложнейшую инженерную проработку дома, систему вентиляции и кондиционирования всех помещений, интеллектуальный домашний кинотеатр, бассейн и прочие приятные атрибуты современного комфорта — и возможно, вам станет ясен масштаб проведенных здесь работ.
Что ж, теперь можно поговорить и о тонкостях декора. С которого, если помните, и началась эта длинная и, как выяснилось, вполне счастливая история.
Текст: Анна Гедымин
Строительство бассейна, монтаж оборудования для бассейна: компания «Аквалэнд»
Использованны материалы сайта «Salon Interior — Частный интерьер России»
http://www.salon.ru