День и ночь

«Современный дом», июнь 2006

Очень часто землю под частное загородное строительство выделяют в подтопляемых весной низинах, на осушенных торфяниках и оползающих склонах. Благоустройство и озеленение «проблемных» территорий практически невозможно без участия профессионалов.

Обратившись в ландшафтную фирму, владельцы участка вблизи Минского шоссе вряд ли могли предположить, что их земельный надел кардинально преобразится за достаточно короткий отрезок времени. Сейчас трудно представить, что недавно усадебные строения возвышались на пологом спуске в овраг. Ландшафт оживляли лишь лесные деревья, но состояние некоторых из них оставляло желать лучшего. В ходе скрупулезного исследования надела площадью 22 сотки удалось выявить факторы, оказавшие существенное влияние на планировку сада и последовательность проведения многих мероприятий. Так, из-за близко залегающих грунтовых вод пришлось вносить коррективы в ход земляных работ, особенно тщательно просчитывать конструкцию подпорных стен. После таксации, показавшей состояние растительности, для создания сада использовали только жизнеспособные экземпляры – взрослые дубы, ели и сосны.

oswesh-3

Владельцы участка хотели, чтобы ландшафтный дизайн усадьбы максимально походил на природный уголок, при этом растения не нуждались бы в тщательном уходе. Также в планы хозяев входило устройство пруда. Невыразительный, но заметно понижающийся к востоку надел решили спланировать террасами с плавно очерченными границами. Геопластика проводилась с учетом расположения существующих деревьев; грунт досыпался   и срезался преимущественно на свободных от растений участках, поэтому корневая система ценных пород избежала повреждений. Кромки насыпных террас поддерживают подпорные стены различной высоты, облицованные известняком кремово-желтого оттенка. Террасирование помогло остановить почвенную эрозию, придать оригинальность рельефу, разделить функциональные зоны и зрительно увеличить площадь надела.

Большинство функциональных зон обычно приурочены к капитальным строениям, поэтому от удачного расположения построек во многом зависит комфортность участка. В данном случае дом и сблокированный с ним гараж занимают верхний уровень надела, изолируя от приватной части сада въездные ворота и вместительную автостоянку. Калитка находится напротив парадного крыльца, по обе стороны от входа на участок оставлены «карманы» для симметричных ландшафтных композиций из эффектных хвойных культур, компактных многолетних и однолетних цветов. Нарядная живая изгородь с внешней стороны забора скомпонована из ритмично чередующихся парковых роз и пузыреплодника с пурпурно-черной листвой. Все усадебные строения по стилю связаны между собой. Хозблок и помещение для сотрудников охраны разместились на нижней террасе практически вплотную к ограждению, поэтому они почти незаметны из противоположной, приватной зоны сада. Последняя решена в виде террас, спускающихся от площадки со стационарным барбекю и беседкой к пруду. Строение, где расположены бассейн, сауна и комната отдыха, отделено от пруда мощением и узкой, красочно оформленной прибрежной полосой. Также спортивно-оздоровительный комплекс включает в себя открытую площадку для игры в настольный теннис (зимой здесь заливают каток).

Дорожная сеть, трассированная плавными линиями, естественно вписана в сложный рельеф и удобно соединяет все фрагменты просторного сада. Некоторые маршруты «каскадами» пересекают террасы, другие отчасти повторяют трассировку расположенных поблизости подпорных стен. Основные дорожки несколько шире второстепенных, при этом ширина некоторых трасс слегка меняется подобно руслу равнинного ручья. Многие дорожки плавно «перетекают» в площадки: в местах состыковки первые немного расширяются, к тому же в мощении приватной части сада практически нет углов и прямых линий. Дорожное покрытие выполнено преимущественно из прямоугольной брусчатки, имитирующей грубо обработанный природный камень. Бордюр, уложенный вровень с мощением, придает кладке законченность и подчеркивает плавную конфигурацию мощения. Особенно живописно оформление лестниц: полукруглые ступени прекрасно сочетаются с характером сада, использованный в отделке известняк перекликается с декором подпорных стен, грота и порогов ручья.

При благоустройстве зоны барбекю также учитывалась специфика данной части надела. Расположенный на возвышенности и лишенный крупной древесной флоры угол визуально не изолирован от близко расположенных соседских строений. Поэтому пространство между площадкой отдыха и забором заполнили высокими древесными культурами, в том числе липой мелколистной, каштаном, чубушником венечным и сиренью. Ближе к кромке мощения размещены низкорослые обильно цветущие спиреи. Кстати, плотные насаждения в ландшафтном дизайне помогают замаскировать места стыковки по-разному оформленных фрагментов забора и приглушают шум проезжающих по улице автомобилей. Чуть ниже, за барбекю, высажены пихта Нордмана, пурпурнолистная лещина, туя с конической кроной, компактные древесные культуры, маскирующие тыльную сторону садового очага.

Композиционная основа ландшафтной архитектуры усадьбы — сложная система водных сооружений. Ручей протяженностью более 35 м и большой пруд не только выгодно подчеркивают особенности нового рельефа, но также разделяют придомовую территорию и зону отдыха. Вода посредством мощного насоса подается из пруда к устроенному в верхней части сада гроту. Округлый свод стилизованной пещеры повторяет форму неглубоких ниш на ограждении. (Аналогичный прием использовался и при оформлении беседки, конструкция которой демонстрирует циркульные перекрытия арочных проемов). Грот отделан природным камнем: внутри кладка образует достаточно ровную, но в тоже время фактурную поверхность, снаружи глыбы и мелкие камни уложены хаотично, в полостях между ними насыпан плодородный грунт и высажены однолетники. Со временем грот полностью увьют побеги девичьего винограда, в тени на влажных камнях поселится мох, что придаст естественность искусственному сооружению.

Большинство работ по благоустройству и озеленению на участке было выполнено в теплое время года, однако котлован для пруда пришлось рыть зимой из-за близко залегающих насыщенных водой горизонтов. Изначально планировалось сформировать ложе пруда после устройства подпорных стен. Бетонные конструкции возвели осенью, и выемку большого количества грунта логично было бы отложить. Но из-за неблагоприятной гидрологии участка специалисты решили продолжить работу: весной поднявшийся до максимальной отметки уровень грунтовых вод существенно осложнил бы ситуацию. Пространство, зарезервированное для пруда, накрыли временным навесом и установили под ним тепловые пушки. Заказчики собираются разводить и круглогодично содержать в водоеме декоративных карпов и карасей, поэтому глубина части котлована составляет 2,5 м. Под «рыбное хозяйство» отведена относительно небольшая площадь, поэтому профиль дна сделали достаточно крутым, чтобы увеличить объем пруда и предотвратить замерзание большей части поверхности водоема.

Для гидроизоляции пруда использовалась специальная пленка, берега и мелководье задекорированы природным камнем различных пород и фракций. Ложе извилистого ручья, а также маленький островок в средней части русла выполнены из бетона, поверх него насыпан слой гальки, установлены крупные камни. В прибрежной зоне естественно смотрятся узловатые, потрескавшиеся коряги; они будто десятки лет пролежали на дне и теперь выброшены на берег стремительным течением. Русло ручья оживляет несколько перекатов, создающих приятный звуковой фон, визуально увеличивающих объем потока и способствующих аэрации пруда.

Для постоянного функционирования водотока и эффективной очистки «отработанной» прудовой воды потребовалось специальное оборудование наземного (выше уровня водного зеркала) типа. Техническое сооружение необходимо для поддержания экологии водоема, но весьма неэстетично. Чужеродный элемент непросто вписать в природный ландшафт, однако специалистам удалось найти оптимальное решение. Мощную систему фильтрации поместили в подземный бункер, устроенный на средней террасе, где подпорная стена подходит вплотную к береговой кромке. В процессе эксплуатации необходим доступ к оборудованию, в том числе для плановой замены фильтров, поэтому вход в бункер замаскирован большим камнем, на первый взгляд — настоящим и тяжелым, увязшем в грунте, а в действительности – полым внутри и легким, выполненным из полимерных материалов и каменной крошки. Вокруг искусственной глыбы и ниже, на берегу пруда, разбит небольшой гравийный сад. Несколько настоящих камней, коряги, компактные растения и пара бронзовых цапель придают лаконичной композиции особую выразительность и в то же время не мешают войти в техническую комнату.

Водный поток пересекает один из главных садовых маршрутов, поэтому в месте впадения ручья в пруд устроен достаточно широкий мост. Выше по течению расположен декоративный мостик из тонких сучьев и пеньковой веревки, предназначенный для компании лесных эльфов. Симпатичная садовая «нечисть» облюбовала один из самых укромных и живописных уголков, где над галечным мелководьем распростерли колючие ветви можжевельники, а рядом шуршат на легком ветерке осоки.

Неподалеку от грота, на ограниченной подпорными стенами нижней террасе устроена «зона созерцания». Изящный остов скамьи выполнен из кованого металла, но сиденье и спинка деревянные. На садовом диване комфортно отдыхать в любую погоду: дерево, в отличие от металла, не перегревается на солнце, а в прохладную погоду не кажется холодным. Зазоры между досками способствуют оттоку воды после дождя. Несмотря на близость беседки и одной из основных садовых дорог, скамья кажется отрезанной от основной территории стремительным водным потоком и перепадами рельефа. Почти напротив нее расположен островок с несколькими деревьями, тыл отчасти защищен старой разлапистой елью. Микроклимат в этой части сада располагает к спокойному отдыху. В ранние утренние часы воздух быстро прогревается солнцем: тени от высоких елей ложатся поодаль, а путь холодному северному ветру преграждают забор и приподнятые террасы. В знойный полдень и предзакатные часы здесь не так жарко: на скамью и газон ложатся мягкие тени, а от водоема ощутимо веет прохладой. Сюда не подведена мощеная тропинка, ведь путь по траве настраивает на релаксацию и помогает полностью «раствориться» в живописном пейзаже.

Благодаря системе подсветки ночью сад выглядит совсем иначе. Декоративные элементы освещения оформлены в едином стиле и различаются лишь высотой опор, прожекторы направленного света днем незаметны среди растений и выполняют лишь практическую функцию. Лучи выхватывают из мрака струящиеся потоки воды, подчеркивают фактуру камня и древесной коры, придают таинственность темному ельнику и необычайную яркость цветам. Кажется, будто самые яркие звезды скатились с небосвода, чтобы вернуться обратно лишь перед рассветом.

Ландшафтный дизайн и проектирование: компания «Аквалэнд». Автор ландшфтного проекта:Ирина Хоменко.