Место, где познаётся вечность

Территория, которую заказчик отвел под создание японского сада, составляет лишь небольшую часть гигантского земельного участка, и она оказалась непростой с точки зрения освоения. На участке растут вековые сосны, которые ни в коем случае нельзя было вырубать, подъезд любой техники в связи с этим был осложнен, поэтому практически все работы, даже самые сложные и трудоемкие, приходилось выполнять вручную. Ландшафтный дизайнер поставила перед собой цель не просто заполнить пространство основными элементами традиционного японского сада, но максимально воплотить в проекте его философию, создать не слепую имитацию, а живую, наполненную смыслом, одухотворенную композицию. Садовое искусство Японии складывалось под влиянием разных религиозно-философских течений, но всем им свойственно обожествление природы, которая считается эталоном прекрасного. Согласно японским традициям, сад должен дать человеку возможность наслаждаться красотой природы, гармонией мироздания и через это наслаждение освобождаться от привычных суетных представлений, от диктата логического мышления. Чтобы добиться необходимого результата, настоящие мастера прежде всего стремятся сохранить фактуру природных материалов — камней, песка, воды, выявить и максимально показать их естественную красоту. Именно эти основные принципы и были положены в основу работ по созданию «уголка Японии» в подмосковной усадьбе.

Центром всей композиции, как и полагается, стал огромный — 250 кв. м — пруд. Его создание можно по праву назвать настоящим подвигом. Все работы — вы-копка, дренажирование, доставка материалов (в частности, 250 т натурального камня!), вывоз грунта — осуществлялись вручную. Пруд выложен из специально доставленного осетинского сланца, отличающегося редкой красотой и необычностью форм — в наших краях не встретишь камней с такими сколами. Благодаря использованию этого сланца удалось достичь эффекта совершенного естественного, созданного Природой водоема. Но самое примечательное и сложное, пожалуй, состояло в том, что пруд был выкопан не просто как некая чаша, — стояла задача «обойти водой» уже существующий домик в японском стиле. В результате получился настоящий японский пейзаж -дом с галереями в центре водоема, камни, сдержанная растительность…

Остальная территория площадью 155 кв. м изначально была ровной, и с этим пришлось бороться, используя вынутый при выкопке пруда грунт. Без всякой прорисовки был возведен каскад горы и насыпаны «естественные» холмы. Дизайнер распорядилась засеять их низкорослой газонной травой, но считает это свое решение не совсем точным, так как в Японии газоны не распространены. Заказчик планирует увеличить японский сад еще на две сотки, и уже там холмы будут покрыты настоящим мхом, в полном соответствии с японской традицией.

На участке есть еще один пруд площадью около 15 кв. м. Изначально он не был запланирован, но выкопать его все же пришлось. Дело в том, что участок имеет естественное понижение, в низине скапливалась вода, и данное решение пришло само собой. Но после возникла еще одна проблема — получилось, что большой пруд оказался наверху и смотрелся как насыпная дамба. Чтобы избавиться от этой тяжеловесной «картинки», пришлось сымитировать «сухой ручей» — из морской гальки, положенной на ребро. Теперь кажется, что большой пруд словно перетекает в маленький; вдоль «русла» ручья установлены каменные фонари и большие валуны.

Но идею японского сада нельзя считать воплощенной без обязательной сосны, символизирующей сильный характер, отвагу, мужественность и в то же время умение слушать и сострадать, и «сада камней», которые несут особую смысловую нагрузку. Древние японцы считали, что места, окруженные камнями, избираются богами для постоянного обитания, следовательно, они в высшей степени чисты и надежны. Этот образ «чистого пространства», покрытого белым песком с разнообразными узорами и камнями, символизирует объединение природы и человеческой мысли и глубоко символичен. Подобная композиция была создана и в этом саду — в четком круге, покрытом белой мраморной крошкой, высажена сосна бонсай, горная сосна и рододендрон. Рядом стоят семь огромных, в человеческий рост, валунов — попытка воспроизвести настоящий «сад камней». Удачная, но все-таки попытка. Как считает сама дизайнер, мы генетически не способны овладеть этим исключительно японским мастерством, поэтому нет-нет, да и проглянет седьмой камень из-за спины других.

Вообще создать настоящий японский сад, соответствующий всем канонам, в наших условиях невозможно: японскую философию и культуру можно изучать всю жизнь, но японцем, с его мозгами и душой, надо родиться. Да и наша природа просто не позволяет использовать все то, что доступно в Японии. Например, деревья балуют японцев буйством красок лишь два раза в год — весной, когда цветет сакура, и осенью. Но сакура и японский клен в средней полосе России не зимуют, поэтому ландшафтному дизайнеру пришлось заменить их на войлочную вишню (она изумительно цветет весной) и бересклет крылатый, чьи листья по осени приобретают необычайно насыщенный красный цвет. Так был достигнут эффект дважды цветущего сада.

Как считают японцы, созерцание сада должно побуждать к работе не мысль, а душу, помогать обретению внутреннего покоя и гармонии, познавать красоту и вечность мироздания. Наверно, именно это и произошло в данном случае — «уголок Японии» стал одним из любимых мест отдыха владельца, а значит, труды и душевное напряжение его создателя в полной мере вознаграждены.