Спектакль

Спектакль

Каждый дом, сочиненный Филипповым, похож на спек­такль. Дом в Ватутинках – не исключение. Естественно, он классический. Архитектор всегда связывал будущее ар­хитектуры с классикой, в 80-х он выступил с программой, в которой призывал приблизить современные постройки к уровню исторического города. Эта программа вместе с поэтическими акварелями принесла ему победы на ме­ждународных конкурсах. При этом его собственный стиль никогда не сводился к копированию исторических образ­цов. Наоборот, он в совершенстве владеет языком тради­ции и даже развивает этот язык, и в то же время его ра­боты очень современны.

Театральность не значит нефункциональность! На первом этаже — гостиная, кухня, каминная, гостевая и кабинет, на втором – детские и спальни, в цокольном – огромная иг­ровая с танцзалом для детей. Виртуозность Филиппова со­стоит в том, как он вплел эти функции в классический ин­терьер. Его фирменный прием – заключить в стены дома бесконечное пространство города. Полукруглая гостиная вы­глядит как площадь, а двухэтажная ротонда на ней — как храм. С помощью зеркал гостиная «достраивается» до пол­ного круга. В ротонде находится удобная лестница, соединя­ющая все три этажа и подводящая ко всем комнатам, так что не понадобилось ни одного коридора. Ни метра беспо­лезной площади! Но эта же лестница – «гвоздь драматур­гии». Она ведет вверх, к прозрачному куполу, то есть это ле­стница в небо – любимый филипповский образ. У него есть уже квартира с таким названием, но там лестница прямая, а здесь она ввинчивается в небеса.

Эта же тема чуть иначе выражена на фасадах. К углам до­ма примыкают четыре руинированные стены. Присмотрев­шись, понимаешь – это тоже дорога в небо: ступеньки ве­дут наверх, продолжаются в стенках фасадов под крышей, упираются в портик и… портик с фронтоном «взлетает», как ракета. Надо иметь недюжинный художественный темпе­рамент, чтобы выжать из классики такие ассоциации.

Парадное прост­ранство гостиной ос­вещается через купол и высокие стеклянные двери, которые идут вдоль всей галереи. Летом они распахива­ются в сад. Зимой об­разуют стеклянный экран, сквозь который можно наблюдать пей­заж за окном. Полы в гостиной сде­ланы из дубовой палубной доски. Пилоны первого этажа – бе­тонные, колонны вы­полнены из шамота (натуральный матери­ал с красивой порис­той фактурой, разно­видность глины). Пе­рила и ступени из дерева венге, дере­вянные конструкции потолка и карнизов из мореной сосны. В торцах гостиной по­толок ниже, там раз­местились столовая и каминная комнаты, они более уютные и домашние. Поскольку заказчик – антиквар и специалист по интерьеру, он с пи­ететом отнесся к ар­хитектурному произведению Филиппова. Поставив в дом лишь минимально необхо­димую мебель, хозяин продолжает тщательно подбирать обстановку. Здесь не будет ни од­ного стандартного предмета – интерьер наполнят вещи, сде­ланные по индивиду­альному заказу, и ан­тиквариат.

Текст: Лара Копылова

Фото: Михаил Степанов

Журнал «100% Загородный Дом» ноябрь 11/2006 г.